Объекты ЮНЕСКО


ОБЪЕКТ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ «АРХИТЕКТУРНЫЙ, ЖИЛОЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС РОДА РАДЗИВИЛЛОВ В Г. НЕСВИЖЕ» 

История создания комплекса

Дворцовый ансамбль

•        История создания

Наиболее ранние достоверные упоминания о Несвиже относятся к 1446 году. За относительно короткий промежуток времени в течение 1584-1616 г.г. на месте древнего поселения по инициативе князя Николая Криштофа Радзивилла Сиротки был основан город: разбита система улиц и кварталов, возведены городские укрепления, каменные монастыри, ратуша с торговыми рядами и фамильная резиденция.

Начало строительства каменного замка традиционно датируется 7 мая 1583 г. (эта дата указана на закладной плите, сохранившейся над входом во дворец). Новая резиденция Радзивиллов возводилась на полуострове, образованном искусственными прудами на р. Уша. Замок строился по принципам новоитальянской фортификационной системы, отличительной чертой которой были высокие земляные валы и мощные бастионные укрепления. Фамилия автора проекта точно неизвестна. Итальянский архитектор Ян Мария Бернардони, которого чаще всего связывают с возникновением замка в Несвиже мог, принимать участие только в работах по внутренней отделке дворца. Строительные работы были завершены к началу XVII в. Вид тогдашнего замка изображен на гравюре Т. Маковского. Он располагался на прямоугольной площадке, окруженной широким рвом. Кроме дворца на ней находились здания арсенала, Каменицы (корпус дворцового ансамбля, где располагались служебные помещения и комнаты для гостей) с башней, въездных ворот с башней, корпусов, в которых располагались пекарня, пивоварня, людвисарня (литейная мастерская), конюшня, жилище прислуги. На протяжении XVII в. были достроены Южная и восточные галереи, а также небольшая башня возле корпуса арсенала.

В XVII-начале XVIII вв. замок выдержал несколько войн. В начала XVIII века укрепления замка были разрушены, жилые и хозяйственные постройки были сожжены. Восстановительные работы начались только в 1714 г., но проводились медленно.

Новый этап в истории дворца начался в 1730-е гг., когда Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька (1702-1762) сделал Несвиж своей главной резиденцией. По его инициативе началась генеральная перестройка дворца, при этом оборонительная функция отступила на второй план, на первый вышла красота и пышность резиденции. Каменные бастионы были заменены земляными укреплениями. В дворцовом корпусе надстроили 4-й этаж, завершенный треугольным фронтоном с рельефным декором. Все здания галереями были соединены в единый комплекс, в котором замечено стремление к симметрии. Часть корпуса арсенала перестроили под часовню Лоретанской Божьей Матери (семейной реликвии Радзивиллов).

Последние изменения в архитектуре дворца связаны с деятельностью Марии Дороты де Кастелян, жены Антония Вильгельма Радзивилла в последней четверти XIX в.. Наиболее масштабные работы пришлись на 1880-е гг. Последней заметной сменой в облике дворцового ансамбля стало строительство террасы с башнями с тыльной стороны дворца, и – небольшой башни между Восточной галереей и Арсеналом («романтическая» башня). Одновременно со строительными работами шло внедрение технических новинок. В 1890-х-начале 1900-х гг. во дворце были проведены канализация, водопровод, электрическое освещение, телефонная связь. Важным направлением ее деятельности стало создание системы парков, благодаря чему дворцово-парковый ансамбль приобрел целостный вид.

К началу XX столетия Несвиж стал одним из самых значительных дворцово-парковых комплексов на землях бывшей Речи Посполитой. В годы Первой мировой войны часть помещений Каменицы переоборудовали под военный госпиталь. На протяжении 1917-1920 гг. Несвиж пережил частую смену власти, но избежал разрушения и тотального ограбления.

В 1939 г. замок стал государственной собственностью. До начала Великой Отечественной войны его судьба так и не была решена. В период немецкой оккупации во дворце действовал военный госпиталь.

В мае 1945 года в замке начал работать санаторий и функционировал до 2001 года. В целях приспособления дворца для новых нужд была проведена частичная перепланировка помещений, проведено паровое отопление.

В 1993 г. был образован музей-заповедник «Несвиж», после чего вопрос о реставрации и консервации дворца приобрел особую актуальность. С 2001 г. проводились научно-исследовательские работы, разрабатывалась проектная документация.

Масштабные реставрационные работы во дворцовом ансамбле начались в 2004 году. В 2008 году первый пусковой комплекс принимал посетителей. Второй пусковой комплекс, которые включает основные площади дворцового ансамбля, открыт для посещения в июне 2012 года.

Внешний вид дворцового комплекса восстановлен на момент его последней существенной реконструкции середины XVIII в., интерьеры воссстановлены согласно концепции в основном на конец XIX – начала XX вв.

Реставрационные работы были приведены не только в основных корпусах комплекса, но и в части оборонительных сооружений XVI-XVII веков – в западном бастионе с прилегающими куртинами, где больше всего сохранилось оригинальных инженерно-фортификационных конструкций. Был восстановлен каменный эскарп нижнего вала, на бастионе восстановлена шахта и приспособления для подъема военного снаряжения. Остальная часть укреплений после окончания археологических раскопок была законсервирована. При необходимости есть возможность их раскрыть и присоединить к восстановленному западному бастиону.

Научный проект консервации дворцового ансамбля был разработан в 2006 году. В начале 2007 года были утверждены научная концепция и тематико-экспозиционные планы.

Интерьеры залов начала XX века были реконструированы на основании большой коллекции фотоматериалов. Экспозиция залов остальных исторических эпох формировалась согласно инвентарям и вещам того времени, которые хранятся в других белорусских и зарубежных музеях.

Опираясь на данные источники, музей-заповедник «Несвиж» на протяжении долгого времени проводил поиск и закупку подобной по стилистике мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. Основной проблемой было насыщение экспозиции аутентичными предметами и технического оснащение зала. На сегодняшний день в экспозиции дворцового ансамбля находится ряд оригинальных предметов, принадлежащих роду Радзивиллов.

Консервация I пускового комплекса закончилась в 2008 г., II – в 2012 г. С июля 2012 г. дворец действует как полноценный музейный объект. За короткое время он превратился в один из наиболее популярных музеев Беларуси, который ежегодно принимает около 400 тысяч посетителей.

15 июля 2005 г. на сессии Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия «Архитектурный, культурный и жилой комплекс Радзивиллов в Несвиже» был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО под № 1196.

•        Архитектурные и конструктивные особенности дворцового ансамбля. Место в окружающем пространстве.

Несвижский дворец является частью комплекса дворцово-паркового ансамбля, в который входят собственно замковые постройки, парки, водная система. Дворец расположен на земляной прямоугольной площадке размерами 120х170 метров, окруженной рвом с водой. Окружающий ландшафт создан искусственно благодаря запрудам на р. Уша, создающим систему озер, и парковому ансамблю, окружающему замок. По углам площадки выделяются земляные бастионы. На западном бастионе с прилегающими куртинами во время реставрационных работ восстановлены оборонительные сооружения: подпорная стена с кирпичной обмуровкой фасада и округлой сторожевой башенкой, выступающей за пределы парапета. С юго-восточной стороны вал частично нивелирован и сделан пандус-заезд в хозяйственный дворик. В северо-западном направлении через ров ведет трехарочный мост. Попасть в середину можно через въездные ворота с двускатной крышей и тоннельным арочным входом длиной свыше 20 м (Иллюстрация).

Сам дворцовый ансамбль представляет комплекс зданий разной высоты (от 2 до 6 этажей) и размеров, которые соединены в единое целое. С внешней стороны первые этажи закрыты земляным валом. Доминантными зданиями являются корпуса дворца, Каменицы, арсенала с часовней и входные ворота. Между собой они соединяются галереями, образуя замкнутый внутренний двор в виде вытянутого шестиугольника. Помещение бывшей конюшни находится на некотором расстоянии от основного комплекса построек, в юго-восточной части площадки. Пространство между конюшней, дворцом и Южной галереей называется «хозяйственным» двором. Ледовня – отдельное помещение, встроенное в замковый вал с северо-восточной стороны. Небольшой дворик в этой части площадки, между валами, дворцом и Восточной галереей называется «интимным». В силуэте дворцового ансамбля четко доминируют две башни с восьмериковыми последними ярусами: башня над въездными воротами и башня Каменицы (дозорная), которые завершаются шатровыми куполами и шпилями с флюгерами Еще одна небольшая башенка, очертания которой не выступают над силуэтом ансамбля (т. н. «Романтическая» башня), находится между Восточной галереей и Арсеналом (схема).

Замковый двор выложен брусчаткой, с колодцем напротив въездных ворот. В Каменицу ведет высокое крыльцо с балюстрадой, дверные проемы отделаны порталами из песчаника. Над некоторыми входами и спусками в подвальные помещения сохранились фризы из песчаника с фрагментами библейских высказываний (на латинском языке).

Современный вид дворцового ансамбля в основном сформировался во 2-й половине XVIII в., некоторые изменения были внесены в результате строительных работ последней четверти ХІХ в., а в интерьерах залов сохранился ряд аутентичных элементов, преимущественно второй половины XIX в.

•Ландшафтные парки и пруды

История создания

Несвижские парки и пруды являются ценным памятником садово-паркового искусства. Их упоминали многие авторы конца XIX-XX вв., которые писали про Несвиж и дворцово-парковый ансамбль. Основательницей несвижских парков считается Мария Дорота – супруга XIV ордината несвижского князя Антония Вильгельма Радзивилла, урожденная Дорота де Кастеллян де Талейран Радзивилл.

Пруды вокруг дворцового комплекса появились еще в XVI-начале XVII века как часть оборонительных сооружений замка. Они представляют собой искусственно расширенное русло реки Уша, на котором с помощью дамб образован каскад прудов: Дикий, Замковый, Бернардинский и Девичий. Из пруда Дикий через один шлюз наполнялся водой замковый оборонительный ров. Пруды окружают комплекс с восточной и южной сторон. С северной и северо-восточной сторон, располагались болота.

Для создания парков террасу над рекой Уша искусственно повысили с помощью насыпного грунта высотой до 1,5 метров. Болотные ключи при этом превратились в обычные источники, стремительно сбегавшие в пруды.

Создание паркового ансамбля охватывает 1878-1905 гг., начиная с закладки Антониева, Старого парков и до окончания работ в Английском и Новом парковых массивах. В результате работ было заложено 5 парков — Замковый парк (парк Антония), Старый парк, Японский парк, Новый парк или Марысин, Английский парк.

Формирование парковых насаждений велось 5-6 летними саженцами, которые привозили из ближайших лесов и питомников. Заграничные виды растений привозили из Берлина. В парках использовали большое количество однолетних и многолетних  цветочных растений – пионы, гвоздики, тюльпаны, лилии. Их высаживали вдоль дорожек и малых архитектурных форм.

В то время парки не имели ограды. Первоначально существовала только одни деревянные ворота перед въездом на дамбу, ведущую от города к замку. Дамба была обсажена живой изгородью и деревьями для защиты от сильных ветров, дующих со стороны прудов. Для обозначения границ парков высаживали высокие и быстрорастущие растения, например границы Нового и Английского парков обсаживались канадским тополем, аллеи которого частично сохранились до наших дней.

В годы Второй мировой войны часть парков погибла:  вымерзли розарий и буковая аллея, были вырублены кустарники, исчезли многие скульптурные композиции. Наиболее ценные породы деревьев были вывезены в Германию, другие пошли на отопление покоев дворца, где располагался немецкий госпиталь.

В послевоенные годы благоустройством парков занимались все работники санатория. В начале1960-х был заключен договор с Институтом архитектуры и строительства Академии наук БССР на проект восстановления парков, который был реализован частично.

Проект включал реконструкцию дорожной сетки несвижского парка.  Был разработан маршрут по окрестностям парка длиной 8 км.  Проектом также предусматривалась расчистка и посадка растений, в первую очередь восстановление ценных утраченных видов.

В 1963 году несвижские парки получили статус памятника природы республиканского значения. В комплекс парков был включен Японский сад.  Парки в это время все еще отличало растительное многообразие: в списке древесных пород насчитывалось 77 растений.

В1968 году был разработан проект, согласно которому осуществили расчистку пруда Дикий, подсыпали правобережную набережную.

В 1982-1987-х годах велось масштабное проектирование реконструкции несвижских парков. Предполагалось воссоздание дворцово-паркового пространства на протяжении всего каскада прудов. Проведенная инвентаризация показала наличие более 12 тысяч деревьев 143 видов и форм. Значительное внимание в проекте уделялось Замковому парку. 

Согласно проекту берега въездной дамбы были укреплены каменной брусчаткой, облагорожены. Замковый и Бернардинский пруды были соединены трубой. Однако данный проект реализован полностью не был, хотя было затрачено большое количество усилий и средств.

После реконструкции 1980-х годов окончательно сформировалась территория несвижских парков:

площадь Замкового парка – 11 га;

площадь Японского парка – 7 га;

площадь Старого парка – 16 га;

площадь Нового парка – 22 га;

площадь Английского парка – 10 га.

Парки обнесли ограждением. Водоемы были вымощены камнем. В парках возвели беседку с флюгером, альпинарий, ряд мостов и мостиков, туалеты. Появилось наружное освещение и прожектора. На месте бывшего источника предстал фонтан, к которому подвели искусственное водоснабжение.

Вместо старых радзивилловских посадок было решено высадить новые зеленые насаждения, появился ряд скульптурных композиций.

В 2011-2013 годах был осуществлен проект воссоздания и благоустройства Старого парка. По проекту выполнялись работы по реконструкции набережной, причала с беседкой и др. Проведена реконструкция зеленых зон с включением дополнительных кустовых и цветочных композиций.

•        Планировка и архитектурно-ландшафтные особенности паркового ансамбля.

Парковый комплекс расположен в северо-восточной части города рядом с дворцовым комплексом рода Радзивиллов. Он состоит из пяти самостоятельных композиционно завершенных ландшафтных участков, каждый из них имеет свои стилевые, композиционные особенности и индивидуальный состав растительности.

Парки соединены между собой визуальными связями. Ландшафтная композиция комплексу целом построена на системе далеких и близких перспектив, большинство из которых ориентирована на силуэты дворцового ансамбля.

Ландшафтные композиции созданы по принципу контраста открытых и закрытых насаждениями участков. Среди деревьев основными являются местные виды: ясень, клен, береза, граб, ольха. Среди экзотических части использовали каштан конский, липу, тополь канадский, клен.

Дорожно-аллейная сеть парков представлена дамбой и прогулочными аллеми, большинство которых сохранило свою первоначальную планировку.

Замковый парк начинается у ворот, перестроенных в начале XIX в.  паркт относительно автономный, занимает территорию, которая непосредственно прилегает к замку. Замковый  парк – самый необычный, т.к. не имеет единой площади. Он  состоит из разных фрагментов: центральный и хозяйственный двор, бастионы, валы, парк перед входными воротами, ров с прилегающей территорией. В Замковый парк входят также аллеи, окружающие замок по берегу оборонного рва, и две поляны (площадь полян скруглена и увеличена в современное время).

Реставрация замка, приспособление его к современным условиям и выполнению новой функции повлекли за собой изменения в облике замкового парка. В 2002-2003гг. были вырублены деревья во внутренних дворах и на валах дворцового комплекса. Эти меры были необходимы, т.к. на протяжении многих лет разросшиеся корни деревьев разрушали фундаменты, нарушали гидроизоляцию всех зданий дворца.

Основу планировки Старого парка составляют аллейные пасадки, массивы, группы насаждений. Основными аллеями в парке являются: липовая аллея, грабовая аллея, кленовая аллея, аллея конского каштана, кленовая аллея вдоль замкового рва.

Вместе с аллеями в композицию Старого парка включены  живописные поляны, чередующиеся с зелёными массивами. Поляны отличаются по форме, растительности, наличии малых архитектурных форм.

Японский парк расположен за Старым парком и отделен от него водным каналом. Вход в парк осуществляется по двум мостикам через канал. Большую часть парка занимает луг с небольшими группами деревьев. С трех сторон луг обсажен деревьями, со стороны пруда – берег открыт.

Новый (Марысин) парк расположен на правом берегу пруда Дикий. Одной из уникальных особенностей ландшафта Нового парка является система тоннелей, через которые проходит обводное русло реки Уша. Сам обводной канал выходит в Замковый пруд и предназначен для осушения Дикого пруда. Система состоит из трех перекрытых сверху пролетов, через которые течет вода. Они сконструированы таким образом, что под сводами можно проплыть на лодке. Здесь есть вентиляционные шахты, что позволяет проникать в тоннели дневному свету и свежему воздуху. После очередного пролета сводов вода канала проходит по поверхности и затем вновь начинается подземная часть пути.

Продолжением Нового (Марысиного) парка вдоль Замкового пруда является Английский парк. Эти два парка разделяет аллея. Характерная черта этой части паркового массива – расположение деревьев  в шахматном порядке.

Площадь водной поверхности – 1,52 кв. км., а общая протяженность – 6,5 км. Вода в прудах меняется в среднем раз в 21 сутки. Летом в пруду появляется множество сине-зеленых водорослей – так называемое цветение воды.

Несвижский водно-зеленый комплекс может стать чрезвычайно притягательным объектом с различными лечебными и ознакомительным маршрутами. Главное условие – это комплексное использование пяти замковых парков, прудов и дворцового ансамбля, что значительно увеличит туристическую привлекательность. 

Костел Божьего Тела

•        История постройки

Костёл Найсвятейшего Божьего Тела возводился одновременно со строительством фамильной резиденции рода Радзивиллов в ансамбле с башней Замковых ворот и коллегиумом иезуитов. Костёл строился по фундации князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Автор проекта – иезуит и архитектор Ян Мария Бернардони. Возведение  храма велось с 1587 по 1593. Существенных изменений с того времени строение не претерпело. Во времена Сиротки фресковая живопись отсутствовала. Стены и потолок были побелены. В середине XVIII в. при Михаиле Казимире Радзивилле «Рыбоньке» внутренний объём костёла был расписан фресками. В итоге своды и барабан купола костёла украсили 52 сюжетные композиции на тему библейских событий и 24 фигурных изображения Святых Отцов церкви.  Авторская живопись сохранилась до наших дней. Она несколько раз подвергалась реставрации, о двух последних (1902 г. и 1930 г.) имеются письменные свидетельства. Главный алтарь создан по проекту архитектора Маурицио Педетти в 1752 году, выделял деньги младший брат Сиротки – Альбрехт Радзивилл. В обрамлении чёрной рамы из искусственного мрамора представлено большое (4×8 метров) полотно «Тайная Вечеря», изображающее Христа и апостолов за круглым столом. В 1980 году икона была реставрирована за 70 тысяч рублей СССР (около $65 000) прямо в храме реставраторами из России. Было изготовлено новое цельное полотно, на которое перенесли аутентичные краски. Во время работы в складках одежды Иуды открылась надпись – имя художника: Ксаверий Доминик Гесский.

Первый орган в костёле был установлен в 1611-1615 гг. на средства местного шляхтича, друга Сиротки, Андрея Скарульского. В 1911 г. виленский мастер Войцеховский смонтировал новый инструмент, используя элементы предыдущего механизма (меха и т.д.). Ныне действующий орган, которому 100 лет, удалось сохранить во время Второй мировой войны усилиями ксендза Григория Викентьевича Колосовского. Части инструмента, выполненные из меди, немецко-фашистские захватчики хотели вывезти в Германию. Но ксёндз решил спрятать орган с помощью жителей города, а коменданту представил справку, где указано, что музыкальный инструмент уже ранее изъят и вывезен. Лишь после освобождения города в 1944 году орган был восстановлен на прежнем месте.

В 1944 году крыша костела сгорела и был сильно поврежден купол. Восстановлен в 1944 -1954 гг. под руководством ксендза Колоссовского.

В 1965-1966 гг. проведен внешний ремонт.

В 2010 году проведены научно-исследовательские и проектные работы.

В 2011 году начаты ремонтно-реставрационные работы.

Костел также  служит криптой могущественного рода. Усыпальницу князей Радзивиллов по масштабам можно сравнить разве что с захоронениями Габсбургов в Вене, Бурбонов во Франции, Эскориалом в Мадриде. Идея создания родовой усыпальницы принадлежит Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке. Он получил одобрение Папы Григория XIII на строительство коллегиума иезуитов, костёла и усыпальницы.

В середине XVIII ст. князь Михаил Казимир Радзивилл «Рыбонька» произвел реконструкцию и в крипте. Отдельные склепы были объединены с центральной галереей. Над уже имевшимися в центральной галерее и двух склепах саркофагами в стены были вмонтированы стюковые плиты с информацией об умерших (мастер Залесский, 1749 г). Текст на стюковых плитах сохранился плохо, т. к. под действием влаги искусственный мрамор разрушается. Плиты обрамлены фресковыми изображениями горностаевых мантий с навершиями из корон.

На территории двора костела находится ряд архитектурных памятников. Башня Замковых ворот– типичный памятник оборонного зодчества в стиле готики с элементами ренессанса. Раньше вплотную к ней примыкали замковые ворота – одни из пяти, через которые осуществлялась связь с замком. Ворота не сохранились, а вот фрагмент стены, построенной в нач. XVIIв., сохранился справа от башни. Возведена башня, как предполагают исследователи, во второй половине XVI  в. Замковая башня никогда не реставрировалась.

Часовня Булгарина возведена в 1747 году отдельно на территории двора костела Божьего Тела, автор – М. Педетти. В каплице находится усыпальница рода Булгариных

 .

•        Архитектурные и конструктивные особенности костёла. Место в окружающем пространстве.

Костел Божьего Тела в Несвиже –трёхнефная крестово-купольная базилика с бесбашенным фасадом, округлой апсидой и 2 гранеными каплицами у боковых фасадов. Главный фасад храма 2-х ярусный, расчленен по вертикали пилястрами, по горизонали – антаблементом, завершен 3-угольгым франтоном со слуховым окном. Фасад украшен 4 арочными проемами со скульптурными изоражениями святых, а также надписью на латинском языке. Фасады многократно оштукатурены и окрашены.

В плане главный неф и трансепт решены в форме латинского креста, завершенного в презбитериуме лучковой апсидой. В продолжении третьей травеи с юго-западной и северо-восточной стороны построены каплицы, выходящие за пределы боковых стен пятигранными апсидами, где установлены алтари Св. Петра (южная, справа) и Св. Троицы (северная, слева).

Пресбитерий отделен от центрального нефа деревянным ограждением. К презбитериуму примыкают двухъярусные лестницы закриятия.

Венчает костел купол, возведенный над над пересечением продольного и поперечного нефов. Сферический купол опирается на восьмигранный световой барабан и завершён высоким объёмом – фонариком, который накрыт фигурным шлемом.

У главного входа сохранились обходные балконы – эмпоры. Над главным входом расположен орган.Главный алтарь размещается в восточной части храма в апсиде ценрального нефа. В костеле сохранились 14 больших алтарей из естественного камня, искусственного мрамора и дерева с резибой, декоративной лепкой, позолотой, полихромией и станковой живописью. За многовековой период своего существования они неоднократно обновлялись, закрашивались, текст на некоторых плитах читается плохо.

В каплице Св. Петра на стене за алтарём остался неизменным один аутентичный фрагмент старой живописи середины XVIII  века. А в правой сакристии (помещение за главным алтарём) открыт фрагмент полихромной живописи с изображением алтаря XVIII в.

Интерьер храма богато декорирован росписью в технике гризайль. Фресковый цикл состоит из 40 отдельных композиций с изображением сцен аллегорического содержания. В композицию фресковой росписи вставлены картуши со стихотворными строчками и отсылками к Библии. 

Под главным нефом, закристиями и каплицами устроена усыпальница с саркофагами князей Радзивиллов (Иллюстрация). Вход в усыпальницу находится в полу пресбитерия. На вмонтированной в стену мраморной плите выбит текст:  благословение папы Бенедикта XIV, которое было получено в середине XVIII века после реконструкции. В усыпальнице  находится установленный в 1750 г. алтарь Непорочного зачатия.

В усыпальнице находится 70 саркофагов, 1 канопа и 1 урна  с прахом. Саркофаги внушительных размеров, двойные. Материалы саркофагов довольно разнообразны, но в неблагоприятных условиях древесина активно разрушается, имеются разрушения кованых, литых, резных декоративных изделий.